Мoдeрнизaция супeркaвитaциoннoй тoрпeды «Шквaл» заложена в российскую госпрограмму вооружений на 2018–2025 годы. Об этом не так давно сообщил управляющий корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.
Суперкавитационная торпеда способна идти под водой в воздушной каверне со скоростью выше 300 км в час за счет прямоточного гидрореактивного движка. Принята на вооружение в 1977 году.
Вначале имела ядерную боевую часть мощностью 150 килотонн, потом получила боеголовку с обыденным взрывчатым субстанцией. Сегодня находится на вооружении ВМФ РФ. Впереди у нее грандиозное будущее.
Сделанный в 1970-е годы «Шквал» опередил свое определенное время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — неописуемая маршевая скорость: 100 метров в секунду. Она же определяет ряд недочетов, включая высшую шумность, малую дальность (до 10 км) и глубину погружения только до 30 метров.
Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводят конкретно перед запуском. В прошлом веке ядерная боевая часть компенсировала вообще все упомянутые недочеты. Современная неядерная модификация торпеды станет значительно усовершенствована с учетом новейших целей и задач.
Энтузиазм к ней в мире громаден, а экспортный вариация торпеды «Шквал-Э» стоит около 6 миллионов баксов за единицу.
Высочайшая цена такового оружия оправданна. Даже обыденные торпеды — основное и очень эффективное средство защиты и нападения сил флота. Это орудие совершенствовалось поболее ста годов.
Если 1-ые самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе либо имели парогазовую силовую установку, то современные торпеды стали умнее и резвее, способны наводиться с помощью гидролокатора либо по электрическим полям кораблей и поражают цели на расстоянии выше 50 км.
«Шквал» выделяется из общего ряда, поэтому что сотворен «за гранью возможного», с внедрением космических технологий.
Возникновение такой торпеды обозначило безоговорочную уязвимость авианосных группировок ВМС USA, повлияло на улучшение стратегии и стратегии боевого внедрения сил флота.
Вопреки законам физики
Торпедное орудие появилось на русском флоте в 1865 году, существенно раньше ракетного, и скоро серийное про-во торпед началось на 2-ух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансия закономерна. Торпеды не зависят от погодных критерий, им не жутки штормовой ветер и сильное волнение. Они малозаметны. Их труднее уничтожить.
Торпеды смогут быть опаснее, ежели противокорабельные ракеты (боевая часть торпеды больше, и вся энергия взрыва ориентирована на разрушение корпуса корабля, фактически вода не сжимается). И вообще все же суперкавитационная торпеда — особенная история.
Законы физики на нашей планетке позволяют большинству кораблей и подводных разновидностей оружия достигать скорости 50 узлов. Гидрореактивный движок делает торпеду конечно еще быстрее, но ускорение движения под водой встречает значимый эффект торможения. Для наращивания скорости нужно убрать воду с пути торпеды, нормально — превратить плотную жидкость в газ. Как это делается?
Жаркий выхлоп из ракетного движка частично направляется в каналы носовой части, и вода впереди торпеды преобразуется в пар. Таким образом, в движении создается и повсевременно окружает торпеду газовая оболочка. Торпеда соприкасается с водой только лишь узкой головной частью, в газовой среде испытывает существенно меньшее сопротивление и добивается скорости выше 300 км в час.
Конечно есть и другая неувязка: суперкавитация усложняет маневрирование. Изменение направления движения выводит часть громоздкого корпуса торпеды из каверны, и резко растет сопротивление среды.
Многие знают, как тяжело на высочайшей скорости высунуть руку из автомашины, преодолевая сопротивление воздушного потока. Вода еще плотнее. Удалось решить и эту гидродинамическую задачку.
Кавитационную головку на носу «Шквала» сделали отклоняемой, то конечно есть маневрирует сама кавитационная каверна, повсевременно сохраняющая торпеду в собственных «объятиях». На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отличия головки кавитатора (по ранее заложенной программке).
Аналогов в мире нет
Торпеды часто конфликтуют с гидрологией, то конечно есть с перепадами плотности и температуры воды на различных глубинах, меняющейся электрической проводимостью морской среды. «Шквал» делали представители разных областей науки. Спецы провели большой объем исследовательских работ.
Достигнутые устойчивость и маневренность торпеды в сложной среде — реальный прорыв в области гидродинамики. Тут мы оторвались от соперников как минимум на четыре десятилетия. Сейчас такое орудие серийно выпускается только лишь в России.
По теме суперкавитационных торпед работают спецы нескольких государств мира. В 2004 году представители германской компании Diehl BGT Defence заявили о разработке суперкавитационной торпеды «Барракуда», снаряженной новейшей системой самонаведения. Типо скорость ее так высока, что опережает собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде.+
Найти такую торпеду весьма сложно, но по факту «Барракуда» так и не доведена до уровня реализуемого изделия.
Соединенные Штаты разрабатывают схожую торпеду с 1997 года, но и там готовых образцов до сих пор нет. В 2000 году американский гражданин Эдмонд Поуп пробовал тайно приобрести в РФ документацию на «Шквал». Успешнее идет модернизация американской торпеды немаленькой дальности Mark 48, размещаемой на подводных лодках.
Торпеда без помощи других осуществляет поиск, захват и атаку цели — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 км. Но и это, как просто понять, далековато от «Шквала».
Русские суперкавитационные торпеды конечно уже сорок годов не имеют аналогов в мире и, если веровать Борису Обносову, уходят в отрыв. Кстати, и антиторпедами располагает только лишь ВМФ РФ.
Разумеется, вооружение флота принципиально не само по для себя. Морская мощь страны — база ее защищенности, экономического роста, присутствия и воздействия в Мировом океане.