Не пропусти
Главная » Пенсии » Пенсионная реформа: Стариков переведут на продуктовые карточки, пенсии повышать не с чего

Пенсионная реформа: Стариков переведут на продуктовые карточки, пенсии повышать не с чего

Если не поменять пенсионную систему, старики рискуют лишиться всех собственных субсидий и льгот

Пенсионная реформа: Стариков переведут на продуктовые карточки, пенсии повышать не с чего

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Коронавирус, вослед за пенсионной реформой, подрывает всякую веру к власти. Как уже не так давно сообщала «СП», согласно последнему опросу «Левада-центра» *, 38% людей считают, что Владимир Путин выражает интересы олигархов и банкиров. 37% основным выгодоприобретателем путинского правления называют силовиков. По мнению 28% респондентов, Путин выражает интересы гос чиновников. Всего 18% уверены, что Путин заботится о среднем классе, а тех, кто конечно думает, что глава государства (политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому) думает об интересах простого народа еще меньше — 16%.

Практически констатацией того факта, что президент выражает интересы финансовой вершины, аналитики никакой Америки никому особо не открыли. Разве что позволили политологам гласить о том, что рейтинг доверия народа к гаранту Конституции свалился практически до рекордного минимума — с 42% в 2017 году до 29% на данный момент.

Россияне прекрасно поняли это еще в 2018 году, когда под звуки фанатских дуделок ЧМ по футболу провел антинародную по собственной сути, людоедскую пенсионную реформу. Именно тогда, а не на данный момент, старики и потеряли свою последнюю надежду на справедливого «царя-батюшку», заступника и радетеля народных интересов.

Это, видимо, хорошо понимает как глава гос-ва, неоднократно за последние годы поднимавший денежное довольствие силовым структурам, так и вся остальная властвующая верхушка. Эксперты полагают, что в случае возникновения каких-то волнений ей с «подводной лодки», в которую коронавирус преобразовал Россию, бежать некуда. А, значит, у правящей элиты остается, в принципе, единственный шанс на сохранение собственного положения — спасать экономику страны из пандемической ямы. В нее, по всем прогнозам, попадут те же жертвы пенсионной реформы — пенсию отняли, работу потеряют.

Читайте также
Пенсионная реформа: Стариков опять ограбили на миллиарды, об индексации можно забыть
Пенсионная реформа: Стариков снова ограбили на миллиарды, об индексации можно забыть
Пенсионеров попросят потерпеть и туже затянуть пояса, в связи с затянувшимся кризисом

Достаточно логичным решением, способным вдохнуть хоть какую-то жизнь в откровенно умирающий показатель народного доверия к руководителям государства, выглядит отмена пенсионной реформы.

Но в разговоре с «СП» аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев выделил:

— У меня есть серьезные сомнения в том, что характеристики пенсионной системы будут как-то пересматривать. До этого может дойти, полагаю, только лишь в том случае, если проблемы с коронавирусной инфекцией окажутся больше, чем это предполагалось. Если выяснится, скажем, что интоксикация не удается победить месяц, другой, третий, и наша экономика очутилась под очень тяжелым прессом и столкнулась с нехваткой денежных средств, тогда, вероятно, что-то и пересмотрят. В любой другой ситуации ничего такого предприниматься не будет.

«СП»: — Почему же?

— Просто потому что машинка, как говорится, уже запущена. И остановить ее, или хотя бы как-то развернуть, очень сложно. Государству же тогда придется людям как-то возвращать потерянное. Тех пожилых людей, кто сейчас работает, придется отправлять на пенсию по старенькой схеме, которая была до пенсионной реформы, и восполнить им понесенные потери. В общем, совершенно непонятно, что тогда придется делать. Так что нравится нам пенсионная реформа или не нравится, но похоже, что мы с ней сейчас уже навсегда.

«СП»: — Но народ фактически все еще верит и ждет, что государство хоть чуть-чуть повернется к нему лицом и начнет поддерживать. Неуж-то совсем ничего не может быть сделано в этом направлении?

— На деньках, например, блок видных экономистов предложил рассмотреть вопрос о так именуемых «вертолетных» деньгах. Правда, пока в этом случае речь идет не об их раздаче гражданам впрямую, поскольку есть опасение, что люди (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) побегут их менять на баксы. Но рассматривается, в частности, вариант с субсидированием жилищно-коммунального хозяйства. И это может реально посодействовать, потому что для пенсионеров (регулярные (ежемесячные или еженедельные) денежные выплаты лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.В зависимости от организации,) и малоимущих расходы на ЖКХ составляют добрую половину их доходов.

«СП»: — А 2-ая половина доходов пенсионеров и малоимущих уходит на пропитание. В этом направлении тоже не мешало бы что-то сделать. Почему бы, к примеру, не заморозить цены на продукты?

— Зафиксировать все цены в магазинах нереально. Если мы это создадим, то возвратимся, по сути, во времена советского недостатка, когда на полках изо всех продуктов была только морская капуста. А вот зафиксировать определенные группы продуктов для определенных категорий людей по социальным картам все же допустимо. Конечно, потребуются субсидии со стороны государства производителям, чтобы это было им не в убыток. Но для малоимущих, тех же жертв пенсионной реформы — продуктовые карточки — полностью реальный выход, чтобы не возникло дефицита во всем нашем ритейле полностью. В США, например, система социальных карт очень распространена, невзирая на то, что Америка — страна в целом роскошная.

И как раз субсидии производителям товаров и поставщикам услуг способны посодействовать, потому что активизация потребительского спроса потянет за собой рост и промышленного производства, и сектора услуг, и вообще привнесет оживление в экономику.

«СП»: — А где же взять денежные средства на все эти субсидии? Бюджет же не резиновый. Значит, что-то будут секвестировать. Вопрос — что? Не порежут ли, как это уже было в один прекрасный момент, субсидии и льготы тем же пожилым и малоимущим?

— Ну, у нас пока еще очень большие резервы, которые до сих пор расходовались весьма экономно. Плюс есть вероятность изыскать средства на соцподдержку в самом госбюджете. В конце концов, самый крайний вариант — подпитка за счет печатного станка. Да, это не совершенно приятно, это может подстегнуть инфляцию, но есть механизмы абсорбирования, чтобы эти денежные средства не слишком давили на цены.

Так что, думаю, социальные статьи расходов секвестировать все же не будут. Как раз их-то на данный момент надо, наоборот, по возможности наращивать. Сокращать, скорее вообще всего, будут те направления, которые не относятся к актуально необходимым в тяжелой ситуации. Простейший пример — ПО «Мой двор», которая действует в каждом районе России. В ситуации, когда страна находится на карантине и рискует попасть под всплеск естественной безработицы, который будет совершенно точно, о каком «Моем дворе» вообщем может идти речь? Тут, извините, уж не до дворов, экономику выручать надо.

Потому что какие бы перекосы в ней экономике ни существовали, она у нас все-же рыночная, как ни крути. Рыночная же экономика отличается тем, что ее самочувствие в первую голову зависит от величины потребительского спроса. А он, в личную очередь, зависит от покупательской способности. Она же сейчас падает и будет выпадать дальше. Ее надо поддерживать, и в том числе — за счет соц выплат нуждающимся категориям — малоимущим, многодетным, пенсионерам.

А еще, добавил Алексей Коренев, экономику можно поддерживать и буквально через сокращение фискальной нагрузки. Да и вообще механизмов, а также хороших экономистов для поиска оптимальных решений, отметил он, сейчас хватает.

Но сейчас, полагает экономист Никита Масленников, рассуждать о необходимости и действенности каких-то мер в отношении социального обеспечения пенсионеров и малоимущих пока заблаговременно, потому что слишком высоки пока неопределенность и неочевидность обстановке.

— Неочевидность заключается в том, что пока абсолютно непонятно, когда пройдет пик коронавируса и какой продолжительности будет карантинный период. Быстрее всего, он будет продлен за пределы апреля, но снова же непонятно, насколько долго, — отметил эксперт. — Отсюда неясна как соразмерность мер господдержки, так и их направленность. Пока ясно только лишь то, что уже сделанного недостаточно.

Читайте также
Коронавирус заставит Путина отменить пенсионную реформу, но обиду россиян уже не отменить
Коронавирус заставит Путина отменить пенсионную реформу (изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём), но обиду россиян уже не отменить
Спасение от чертовских последствий массовой безработицы может быть в снижении пенсионного возраста россиян

«СП»: — Но уже известно, что правительство разрабатывает второй пакет мер поддержки экономики на целый триллион рублей. Разумно предположить, что в нем должно бы найтись место и пенсионерам, и тем, кто стал жертвой пенсионной реформы…

— Тут встает вопрос приоритета: что же мы все-таки сохраняем? Мы поддерживаем занятость и левел заработных плат, понимая, что тем самым часто спасаем малоэффективный бизнес? Или мы поддерживаем все-же людей? В последнем случае, опять-таки, остро встает вопрос — кому, как и сколько денежных средств давать? Нужно ли нам поддерживать пенсионеров и тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, или всем попорядку деньги раздавать? Всем и каждому раздавать, условно говоря, по 10 тыс рублей — не самое лучшее решение. Как показал опыт прошедших подобных раздач, только половина из этих средств в итоге послужила в качестве каких-либо реальных мер поддержки.

Конечно, в общем и целом антикризисные квоты необходимы, но их историческая оправданность, по большому счету, заключается в том, что они обязаны содержать в себе геном будущей здоровой бизнес-среды. То есть они становятся серьезными не столько с точки зрения того, что будет сегодня, а прежде вообще всего с точки зрения того, как в последующем наша бизнес-среда будет вставать с колен по окончании эпидемии, платить собственные отсроченные и рассроченные налоги и включаться в работу. В этом и заключается главный вызов для нашей экономики (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления) — с каким бременем на плечах начнут наши предприниматели возобновлять личную деятельность.

Вот тут-то и придет время решать основной вопрос — конструктивного снижения налогов, в том числе налога на доходы физлиц, и страховых взносов. Но для этого нужно перекраивать всю систему (множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство), и в том числе — заниматься перезагрузкой и перезапуском пенсионной системы как основной составляющей вообще всего механизма социального страхования.

«СП»: — Какие характеристики пенсионной реформы нужно будет поменять в первую очередь?

— Пока озвучивать какие-то свежие параметры — все равно что тыкать пальцем в небо. Тем более, что пока непонятно, насколько готовы к этому и экспертное сообщество, и наши регуляторы. Разумеется одно — после окончания нынешнего пандемического кризиса, кое-где уже во второй половине этого года, все же придется заниматься тем, каким образом перезапустить в новейших обстоятельствах нашу пенсионную систему.

Потому что если мы, условно говоря, снижаем налоги и страховые взносы с 30% до 15%, то общий трансферт из бюджета в Пенсионный фонд РФ может вырасти в два раза — с сегодняшних 3 триллионов рублей до 6 триллионов. И сколько времени наш бюджет сумеет позволять себе подобные расходы?

«СП»: — Некие эксперты уверяют, что накопленных запасов России хватит, чтобы тянуть все социальные обязательства еще 6−10 лет…

— Имеющийся у нас предел времени на создание новой деловой среды и мотивации бизнеса заново — максимум один год. Но это только при условии того, что есть осознание необходимости такой перезагрузки. Если такого понимания нет, тогда никакой новенькой экономической модели не будет, и мы получим экономический рост, очень напоминающий полет крокодила — низенько-низенько.

* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих учреждений, выполняющих функции иностранного агента

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан