Пенсии как в Евро союзе, пора проводить новую пенсионную реформу
Фото: Nikolay Titov/Russian Look/Global Look Press
Похоже, власть скоро выяснит, что все стоны про пенсионную реформу и маленькие пенсии беспочвенны, а наши старики живут не ужаснее тех же немцев и французов, имеющих полторы тысячи евро. Пенсии в РФ соответствуют среднеевропейскому уровню, считают спецы Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Они разработали свежие индикаторы для оценки достаточности пенсионного обеспечения и предложили их Минтруду. Тот поторопится отчитаться перед Кремлем.
По мнению экспертов, старые индикаторы, к примеру, коэффициент замещения пенсией утраченного заработка не позволяют адекватным образом дать оценку ситуацию с выплатами. Между тем этот коэффициент в РФ не достигнул 40%, судя по Росстату, и он четыре года попорядку сокращается.
Чтобы оценить эффективность пенсионной системы РФ, достаточность выплат и сопоставить ситуацию с другими странами, исследователи из РАНХиГС разработали индикаторы, учитывающие существенно больше параметров, чем принято в российской практике.
Смотрите также
Олег Сирота: В нашем хранилище — сыра на полмиллиона русских гурманов
«Русский пармезан» — есть, главное, чтобы не мешали работать чиновники-бюрократы
«Используемый в российской практике набор индикаторов крайне ограничен и включает, как правило, отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера и к среднему размеру заработной платы», — сообщается в докладе. «Эти индикаторы не позволяют адекватным образом оценивать левел достаточности пенсий, а также проводить корректное сравнение с иными странами».
Эксперты предлагают новые способы выяснения, как страховая пенсионная система РФ делает следующие функции: сглаживание изменения дохода в периоды до и после выхода на пенсию, оборону пенсионеров от бедности, обеспечение баланса между уровнем пенсий и заработных плат. «Индикаторы рекомендовано определять для следующих видов доходов неработающих пенсионеров: для пенсионных выплат (это страховая пенсия по старости и накопительная пенсия); для пенсионного дохода». Во втором случае учитываются не только лишь выплаты, но и другие законодательно установленные для получателей доплаты, пособия и льготы.
Посреди предложенных индикаторов: уровень (Уровень — измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью с пузырьком воздуха) риска абсолютной и относительной бедности; недостаток доходов неработающих пенсионеров относительно прожиточного минимума пенсионера, а также 40, 50 и 60% медианного дохода в соответственном субъекте РФ; коэффициенты замещения по пенсионной выплате, пенсионному доходу; коэффициенты относительного уровня среднего и медианного размера пенсионной выплаты к среднему и медианному зарплатному доходу.
Эти характеристики предложено рассчитывать не только на данных обследований населения, но и на административных данных, которыми располагает Пенсионный фонд РФ. И благодаря которым, видимо, у нас в стране проходят все пенсионные реформы.
Как отмечается в отчете, ситуация в России с точки зрения замещения дохода пожилых людей (коэффициент агрегированного замещения) соответствует среднему уровню по странам Евросоюза: РФ — 59%, ЕС — 58%. С точки зрения обеспечения баланса меж доходами пенсионеров и работников, оцениваемому по показателю соотношения средних значений пенсии и заработной платы, ситуация в РФ (39% по расчетам на данных выборочного наблюдения доходов населения) ужаснее средних показателей по странам (территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко) ЕС (43%), — продолжили они. — По этому показателю РФ занимает 19-е место из 30 европейских государств".
«С точки зрения выполнения пенсионными выплатами функции защиты от бедности ситуация в РФ значительно зависит от уровня, принимаемого в качестве границы бедности. При пороге риска бедности в 40% от медианы, что более приближено к прожиточному минимуму пенсионера и поэтому более релевантно для оценки этого индикатора, — место РФ приблизительно на уровне средних показателей по 28 странам ЕС. При росте порога место РФ понижается», — считают эксперты.
Сообщается, что эти предложения озвучены Минтруду, но официального ответа от ведомства пока не было. А когда ведомство усвоит, как все замечательно, видимо организует новую пенсионную реформу. Оно просто не сумеет допустить, чтобы старики так хорошо жили!
Для чего все это делается? Об этом нам рассказал гендиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Применяемый в русской пенсионной практике набор индикаторов для определения размера пенсии в целом не верен и даже грешен методологически.
Во-первых, внесение в число одного из 3-х основных индикаторов такого показателя, как средний размер пенсии, ущербно уже просто потому, что искусственное занижение среднего размера пенсий занижает из без того низкие размеры каждой определенной выплаты. Получается порочный круг.
Во-вторых, коэффициент замещения утраченного заработка, с одной стороны, искусственно занижен, а с другой — как как будто намерено усложнен.
Размер прожиточного минимума пенсионера — это, безусловно, базовый показатель, от которого следует вести отсчет, но этот размер — та величина, которая перманентно отстает от роста себестоимости жизни и падения покупательной способности рубля.
«СП»: — Исследователи предложили свежие индикаторы. Как бы вы их оценили. Насколько это правильно?
— Но, повторю, грешна сама методология расчета государственных пенсий.
Главный порок — рвение бюрократии залезть в карман пенсионера посредством покушения на доходы работающих пожилых людей. Так если пенсионер работает, чиновники стремятся ограничить его пенсии, придумывая сложные и коварные схемы ограничения размеров пенсий, что неправильно. Размеры выплачиваемых пенсий НЕ обязаны зависеть от того, работает пенсионер или нет.
Второй важный методологический момент, который должен работать, — это понятное и жесткое разделение суммы выплат на две категории — неотклонимый пенсионный минимум и дополнительные выплаты.
Обязательный минимум должен зависеть от 2-ух величин: прожиточного минимума пенсионера где-то на уровне МРОТ и коэффициента (толики) от уплаченных пенсионером в период своей трудовой деятельности суммы в муниципальный Пенсионный фонд.
Дополнительные выплаты должны быть привязаны к двум главным факторам: первый — региональные надбавки за счет региональных бюджетов и 2-ой — понятные надбавки за особые условия и качество труда пенсионера (воинская и муниципальная служба, количество детей и т. п.)
Пенсия должна быть инструментом поощрения индивидума за его труд, а также инструментом проведения эффективной социальной политики гос-ва. В настоящее время пенсия — это откупные бюрократии, которые власть самыми утонченными способами стремится держать на максимально низком уровне. На этом построена пенсионная система.
«СП»: — Ситуация в РФ с точки зрения замещения дохода пенсионеров соответствует среднему уровню по странам Евросоюза: РФ — 59%, ЕС — 58%. Так ли это? И о чем это гласит? Почему наши живут хуже в разы?
— Расчет неверен. Гос чиновники ведут отсчет уровня пенсий от средней зарплаты. По этому показателю Российская Федерация на 19-ом (якобы) месте. А по абсолютному показателю — в самом хвосте показателя. Помимо прочего средняя зарплата по стране имеет два измерения: получение зарплат в белую и настоящая зарплата, близкая к доходу (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени). Чиновники искусно манипулируют этими 2-мя величинами: реальные размеры пенсий высчитывают с учетом первого показателя, а аргументацию по поводу того, почему пенсии надо держать на минимуме, строят на учете второго. Помните, когда Путин проговорился, сказав, что «мы считаем, что пожилые люди имеют дополнительный доход»?
То есть, утверждение гос чиновников, что «ситуация в РФ с точки зрения замещения дохода пожилых людей (фраза то какая! — В.Л.) соответствует среднему уровню по странам Евросоюза» — безоговорочная и наглая ложь.
«СП»: — В чем фундаментальные отличия пенсионных систем в Евро союзе и у нас? Насколько вообще корректно сравнивать уровень и покупательную способность пенсий в наших странах?
— Принципных отличий три. Первое: пенсии (регулярные (ежемесячные или еженедельные) денежные выплаты лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.В зависимости от организации,) в европейских странах рассчитываются от другой зарплаты (от З/П, которая выше российской на порядок). Второе: пенсионная система в европейских странах базирована на честном подсчете — без стремления любой ценой выплатить пенсионеру как можно меньше, в том числе путем банального обмана в расчетах. И третье: пенсионеру в РФ абсолютно некуда обратиться с жалобой на несправедливый расчет пенсии. Вся муниципальная машина работает против него, обманывая пенсионера трижды: при определении методологии расчета пенсии, при искусственном занижении различного рода коэффициентов и при непосредственном подсчете ее размера в пенсионном фонде.
«СП»: — Для чего, по-вашему, на самом деле разработаны и предложены Минтруду свежие индикаторы для оценки достаточности пенсионного обеспечения? По чьему заказу? Воспримет ли их Минтруд? И к чему это приведет? Им мало пенсионной реформы?
— Сегодняшний Минтруд — часть воровской и антинародной системы власти, стоящий у истоков пенсионной реформы, потому он примет любую предложенную Минфином схему. А то, что пенсионная политика гос-ва сегодня в России строится на исключительно порочных принципах, мы уже удостоверились и в 2018 году, когда была провозглашена пенсионная реформа, которая свелась только к повышению пенсионного возраста и фактическому ограблению людей, и в сегодняшней ситуации с введением в стране режима самоизоляции, при котором бюрократия делает все для того, чтобы не производить прямые выплаты пенсионерам (регулярные (ежемесячные или еженедельные) денежные выплаты лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.В зависимости от организации,) и другим массовым категориям населения в порядке компенсаций за данный самый режим.
Власть сознательно выталкивает пенсионеров в зону полного дискомфорта, лишая подавляющее большинство пожилых людей возможности обычного питания, профилактики здоровья, лечения и организации досуга. По сущности, речь идет о геноциде данной массовой социальной группы, основанном на невежестве гос чиновников и прикрытии его жадности и откровенной враждебности по отношению к «быдлу» казуистической псевдостатистикой и откровенной ложью.
| Пенсионная реформа, последние вести:
В Госдуме предлагают льготный режим для пенсионеров по уплате налога на проценты
Любовь Швец поведала, отменит ли Мишустин пенсионную реформу (видео)
Названа выгода для русского бюджета от пенсионной реформы
Позор пенсионной реформы закрепят в Конституции, а в 2023-м опять повысят пенсионный возраст