Не пропусти
Главная » Пенсии » А. Гудков: Пенсионеров в России снова обирают — Свободная Пресса

А. Гудков: Пенсионеров в России снова обирают — Свободная Пресса

Что стоит за играми Минфина с дотациями Пенсионному фонду

А. Гудков: Пенсионеров в России снова обирают

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Целых 20% всех расходов федерального бюджета в 2021 году пойдут в Пенсионный фонд. Дотации в ПФР резко вырастут — кабмин намерен увеличить трансферты на 992 млрд. рублей по сопоставлению с ожидаемым объемом 2020 года (3,22 трлн.) В итоге федеральный бюджет обеспечит 42,6% доходов фонда.

Это следует спецпроекта основных характеристик бюджета ПФР на 2021−2023 годы, датированным 9 июня, докладывает РБК.

В документе приводятся следующие цифры:

  • доходы Пенсионного фонда планируются в 2021 году на уровне 9,67 трлн. рублей, из них 4,12 трлн. федеральный трансферт;
  • в 2022 и 2023 годах трансферт ПФР составит 4,3 трлн. раз в год, а его доля в общих доходах фонда будет превосходить 40% (с 2017 года зависимость ПФР от дотаций поочередно снижалась с 45 до 36%);
  • в 2021 году практически 21% всех расходов федерального бюджета будет направлен в ПФР (в 2019 году — 18%).

Иными словами, повышение пенсионного возраста не стало панацеей — не привело к сокращению расходов бюджета на ПФР. Хотя конкретно для этого, напомним, реформа затевалась.

Причем, 992 млрд. рублей дополнительных дотаций дело может не ограничиться. В спецпроекте бюджета Пенсионного фонда 2021−2023 отмечается, что прогноз поступлений страховых взносов в 2020 году сократится из-за негативного воздействия эпидемии COVID-19 на зарплатный фонд. Это значит, планируемый трансферт из федерального бюджета в фонд уже в текущем году возрастет.

В документе также отмечается, что на параметры бюджета ПФР воздействовали решения правительства о государственной поддержке бизнеса, принятые на фоне пандемии. В частности, пожизненное снижение общего тарифа страховых взносов с 30% до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса, в том числе ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22% до 10% от зарплаты. В 2021 году ПФР недосчитается из-за этой меры приблизительно 387 млрд. рублей, в текущем — по оценке Минэкономразвития, — 350 млрд.

Плюс к тому, имеются выпадающие доходы ПФР, которые пока не учтены.

Так, в начале июня Владимир Путин подписал указ, освободивший от уплаты налогов и страховых взносов за 2-ой квартал 2020 года предприятия малого бизнеса и личных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях.

А в собственном обращении 23 июня президент объявил о бессрочном понижении ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для IT-компаний с 14% до 7,6%.

Произнесенное означает, что планы Кремля по постепенному избавлению от соц обязательств провалились. Мало того, из-за спецоперации по продлению сроков правления Путина, сокращать социальные расходы стало политически нецелесообразно и опасно.

По сущности, у Кремля не остается другого пути, кроме как затыкать дыру в ПФР с помощью печатного станка. А позже, при удобном случае, вернуться к курсу на сокращение социалки — в том числе, путем нового увеличения пенсионного возраста.

— Пенсионный фонд — страховая организация, которая должна финансироваться из страхового тарифа, и данный тариф должен быть адекватным, — отмечает доктор экономических наук, независящий эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — После того, как параллельно увеличению пенсионного возраста Россия ратифицировала конвенцию № 102 Интернациональной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, Пенсионный фонд должен работать над тем, чтобы средняя пенсия соотносилась со средней заработной платой как 50% или 40% заработка типичного получателя.

Напомню, сейчас средняя заработная плата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тыс рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тыс рублей. Причем, надо иметь в виду, что есть средняя пенсия для работающих пожилых людей, и средняя для неработающих — она еще ниже.

Но вернемся к тезису, что ПФР — страховая организация. Как страховая организация, фонд (совокупность систем и элементов, работающих одним целым для достижения общей цели) не должен делать функции социального обеспечения. Этим — по идее — должна заниматься особая структура при Минсоцзащиты, которая может пользоваться услугами ПФР в части организации выплат, при этом за эти услуги фонду нужно платить. Через такую структуру обязаны распределяться населению государственные пособия.

И здесь важно осознавать: пенсия пособием не является. Пенсия — это конкретно страховая выплата. С точки зрения специалиста, именно это положение наши власти признать не желают.

«СП»: — То есть, власти не желают просто повысить страховой тариф, и сделать пенсионную систему прозрачной?

— Конкретно. Вместо этого они устраивают неразбериху со смешиванием многих источников — как они именуют — «доходов». На деле, доходами Пенсионного фонда являются лишь страховые взносы, уплаченные в полном объеме.

Если же взносы (взнос (англ. membership fees) — денежные средства, вносимые членами какого-либо объединения в кассу объединения при вступлении этих членов в организацию (вступительный членский взнос), регулярно) платятся в неполном объеме, есть дотации из государственного бюджета. Дотации идут, чтобы восполнить низкий тариф, либо на выплаты государственных пособий, вроде материнского капитала.

Вот на данный момент Путин объявил, что снижает страховые взносы для IT-компаний. Но тогда появляется дилемма. Либо мы все должны получать меньшую пенсию, и таким образом восполнить недополученные доходы ПФР, либо бюджет должен дать специально выделенные средства — дотации, субвенции — которые покроют эти недополученные доходы.

А далее — тут-то и начинается главное — что делает в таковой ситуации Минфин? Он полной чашей резервирует получение субвенций для ПФР, а позже дожидается итогов первого и второго квартала — и лицезреет, что благодаря росту экономики и повышению зарплат Пенсионный фонд начинает перевыполнять план по сбору страховых взносов. И тогда Минфин ровно на эту сумму — превышения сборов взносов — уменьшает сумму субвенций фонду!

Тем самым, я считаю, Минфин де-факто обирает пожилых людей — что работающих, что неработающих. Это делается поправками в бюджет, снижающими дотации ПФР, тихой сапой, несколько раз в течение года. И об этом официальные СМИ глухо молчат

Под этим соусом, по моему воззрению, идет занижение пенсионных выплат. В результате пенсионеров накалывают: они в течение трудовой жизни платили в ПФР в полной мере, а оказавшись на пенсии (регулярные денежные выплаты лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца или в связи с длительной про­фессиональной деятельностью) — недополучают.

Скажем, по плану в 2021 году ПФР должен собрать 9,67 трлн. рублей (все доходы) минус 4,12 трлн. (федеральный трансферт) — выходит 5,55 трлн. Если фонд соберет взносов на 0,5 трлн. больше, правительство тихой сапой урежет субсидии до 3,62 трлн.

В итоге 0,5 трлн., которые обязаны были бы — по страховой теории — пойти на увеличение пенсий, идут на экономию госрасходов. Эти деньги можно просто оставить в казначействе, а можно разместить в доверенных банках. И за ними одномоментно выстроится очередь получателей, которые рады будут получить эти денежные средства на любом законном основании.

«СП»: — Вы гласите, пенсионеров обирают. Но ведь размер пенсии не миниатюризируется, человек видит, что деньги ему приходят на пенсионный счет ровно те же, что ранее, несмотря на игры Минфина с субсидиями. В чем тогда обирание?

— Обирание в том, что рабочий платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти как процент от зарплаты. Он именно за это платил!

По конвенции МОТ, которую Российская Федерация ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50. О том же самом, — что пенсия должна составлять 50% от зарплаты — говорили решения центрального совета социального страхования СССР 1932 и 1933 годов. То же самое молвят указы Екатерины Великой о пенсионе государственных служащих, принятые в XVIII веке.

За место этого, пенсионерам в РФ платят 32−34% от средней зарплаты (показатель колеблется от года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) к году). Так что 16−18% от средней зарплаты — это недодача. И считающие каждую копейку пожилые люди оказываются обманутыми относительно того, сколько им обещал Сталин, Екатерина Величайшая и Борис Ельцин, который и ввел страховую систему пенсионного обеспечения.

А Владимир Путин, который не является спецом в системе социальной защиты, маневры Минфина поддерживает.

Думаю, в близкой перспективе повышения коэффициента замещения зарплаты пенсией ждать не приходится. А в будущем власти могут использовать данный тезис — о необходимости увеличения пенсии до 50% от зарплаты — для еще одного повышения пенсионного возраста.

Наша справка

Андрей Гудков — доктор экономических наук, создатель Telegram-канала «Российская Федерация. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году закончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и соц отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента общественного развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Пенсионная система

РФ грозит новая пенсионная реформа

Стало известно, кто из пенсионеров получит внушительную надбавку к пенсии с 1 июля

Стало известно о мошенничестве с перерасчетом пенсий

В Госдуме предложили снизить возраст начисления надбавок к пенсиям

Все материалы по теме (1256)

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан