Главная » Другие новости » Наука и технологии » Не психуй! Как стресс меняет работу мозга

Не психуй! Как стресс меняет работу мозга

Это может показаться необычным, но многие люди недооценивают опасность стресса. Между тем ряд исследований на животных и людях указывает, что стресс оказывает негативное воздействие не только на сердечно-сосудистую систему, но и на мозг.

Согласно результатам нового исследования, проведенного в Центре мед наук университета штата Луизиана (LSU), стресс вызывает физические видоизменения в структуре мозга мышей, что приводит к длительным последствиям. Ученые также обусловили молекулярные процессы, ответственные за эти изменения. Авторы исследования надеются, что в будущем их работа ляжет в базу разработки лекарства от стресса. Согласитесь, звучит многообещающе.

Не психуй! Как стресс меняет работу мозга0

Стресс – неразговорчивый убийца, от последствия которого ежегодно страдают миллионы людей по всему миру

Что такое стресс?

Млрд людей ежедневно сталкиваются со стрессом и его последствиями. Исследования показывают, что сегодня стресс стал правилом нашего коллективного опыта, а не исключением. В 2011 году Американская психическая ассоциация (APA) провела ежегодное исследование стресса: почти четверть опрошенных рассказали о своем уровне стресса как об «экстремальном», 39% указали на то, что их уровень стресса вырос в прошедшем году, а 44% отметили, что общий уровень стресса вырос за последние 5 лет.

Все респонденты более или менее согласились с утверждением, что хронический стресс оказывает негативное воздействие на качество их жизни, и все же — несмотря на то, что большинство из нас может легко определить, что такое стресс — практически треть опрошенных заявили, что считают стресс исключительно психологическим явлением, не оказывающим никакого воздействия на физическое здоровье. При этом эксперты в разных медицинских дисциплинах сходятся во мировоззрении, что это очень опасное заблуждение.
Реакция на стресс – это нормальная адаптивная реакция совладания, которая развивалась в течение сотен миллионов лет и посодействовала выжить нашим предкам.

Стресс – это естественно, и мы видим это в дикой природе: значительное большинство стрессовых эпизодов, так или иначе, решаются быстро, а после наступает долгий период мягкого восстановления. Но если стресс – естественная реакция организма на раздражители, почему же его именуют молчаливым убийцей? Ученые полагают, что современная жизнь подвергает нас легкому или умеренному, но приобретенному стрессу постоянно. Иными словами, мы просто не созданы для того, чтобы удирать от хищников по 10 часов в день без перерыва. Но именно этим, по сущности, мы и занимаемся.

Не психуй! Как стресс меняет работу мозга1

Ситуация такова, что тело современного Homo Sapiens не может отличить нападение саблезубого тигра от отвратительного отзыва о работе. Все потому, что окружающая среда быстро изменилась, а нервно-гормональная реакция на стресс нет. К огорчению, со временем интенсивность стрессовой реакции изнашивает организм. Но что происходит с мозгом?

Как стресс меняет мозг?

Как проявили результаты исследования, опубликованного в журнале Neuroscience, стресс меняет функции мозга, изменяя структуру и функцию нейронов и астроцитов – клеток головного мозга, которые помогают питать нейроны и поддерживать синаптическую функцию. Таким образом, стресс вызывает долгие изменения в поведении и физиологии, а переживание травматических событий может привести к нервно-психическим расстройствам, включая тревогу и депрессию. В качестве испытуемых в новеньком исследовании выступили лабораторные мыши. Оказалось, что даже одного стрессового действия было достаточно, чтобы вызвать быстрые и длительные изменения в структуре астроцитов. Напомню, что синапсы делают в нашем мозге ту же роль, что и транзисторы в компьютерах — они дают нам вычислительную мощность. Без астроцитов они могут засоряться ненадобными ионами.
По мнению авторов научной работы, во время стрессового действия гормон стресса норадреналин подавляет молекулярный путь, который обычно производит белок GluA1. Данный белок необходим для того, чтобы нервные клетки и астроциты могли разговаривать друг с другом.

Не психуй! Как стресс меняет работу мозга2
Стресс влияет на структуру и функции как нейронов, так и астроцитов. Так как астроциты могут непосредственно модулировать синаптическую передачу и участвуют в поведении, связанном со стрессом, предотвращение или воззвание вспять вызванных стрессом изменений в астроцитах является потенциальным методом лечения связанных со стрессом неврологических расстройств. Более того, нейробиология стресса может показать, как стресс (совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а) оказывает влияние на нейронные связи и, следовательно, на функции мозга. Эти знания необходимы для разработки стратегий профилактики или исцеления этих распространенных неврологических расстройств, связанных со стрессом, – отписывают авторы исследования.

Что происходит с организмом во время стресса?

Во время стрессового действия гормон стресса норадреналин подавляет молекулярный путь, который обычно заканчивается синтезом белка GluA1. Без функциональных рецепторов GluA1 и астроциты теряют способность разговаривать друг с другом. То есть сила стресса знаменует синтез белка GluA1, тем самым меняя мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном (переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нейронов и дендритов), так как он останавливает производство важнейших белков. Таким образом, стресс глубоко повреждает и мозг и тело, так как на клеточном уровне выводит ветки астроцитов из синапсов.

Напомню, что стрессовые ситуации активируют симпатическую нервную систему. Конкретно она приводит в действие знаменитую реакцию «бей или беги.» Рост уровня адреналина в крови, увеличение артериального давления и повышенная частота сердечных сокращений помогало нашим праотцам выживать тысячи лет назад, когда способность быстро распознавать и преодолевать опасность означала разницу между жизнью и смертью. Безусловно, сегодня мы сталкиваемся с еще меньшим количеством надвигающихся рисков для жизни, но наша симпатическая нервная система как и раньше работает на полную.