Роснано

Что мешает "Роснано" и ОДК наладить производство сложной техники

Агентство Reuters рассказало, что в декабре 2017 года в Рыбинске на заводе «Сатурн» во определенное время тесты макета турбины мощностью 110 МВт случилось ее разрушение. На Западе эту новость восприняли с плохо скрываемым злорадством.

«Все их усилия в российской турбинной программке наталкиваются на неодолимые трудности, что может воспрепятствовать модернизации энергетики, если рост напряженности с западными гос-вами приведет к ужесточению мер, — пишет Business-standard. — Техно загвоздка также несет в себе потенциальную политическую стоимость: Путин общественно раструбил о прогрессе в подмене западных спецтехнологий, а тут таковой конфуз».

В комментах к статье конечно можно прочесть язвительные заметки: «Российские никогда не сделают личную большую турбину. У них ума не хватит».

ОДК

В личную очередь «Роснано» и Объединенная двигателестроительная компания (ОДК), кои ведут данный спецпроект, заявили, что Reuters сгущает краски. Тем не мение, сроки окончания работ уже двинулись на право. За исключением того, пригодятся дополнительные денежные средства, видимо, тоже немалые. Да и репутационные утраты, о коих пишет Business-standard, тоже не следует сбрасывать со счетов, в особенности после дебоша с турбинами Siemens, кои, по утверждению торговца, вопреки его требованиям, очутились в Крыму.

В собственном заявлении «Роснано» и ОДК практически признались в нехватки компетенций, конкретно потому, скорей вообще всего, станет привлечена компания «Силовые автомашины» (СМ), которая собирала в Питере германские турбины в рамках совместного предприятия с германской компанией (Компания (фр. compagnie) — название формирования, в России ей соответствует рота (пример, Лейб-компания)) Siemens.

Беря во внимание сложное положение компании Siemens, которая заявила о сокращении 6900 рабочих мест по всему миру (половину в Германии — авт.), тяжело ожидать германской радости, если в РФ и впрямь научатся делать широкие газовые турбины. Каждогодний мировой рынок заказов сжался до 110 ГТД мощностью выше 110 МВт, хотя западные фабрики смогут выпускать в год 400 машин этого класса. В данной связи вряд ли конечно можно рассчитывать на улучшение отношений меж питерцами и германцами, так как последние будут подозревать российских в нечестном использовании совместного опыта.

С другой стороны, Берлин прилагает все усилия для смягчения ограничений в отношении Москвы, тем более у Siemens конечно есть «лазейка» в Белоснежный дом. Как понятно, рынок электроэнергии в США является самым наибольшим в мире, олицетворяя собою пятую часть глобального спроса. Конкретно германские технологии обеспечивают 3-ть поставок более дешевенькой электроэнергии в США. Как тут не вспомнить сверхтехнологичный кластер в городке Шарлот (штат Северная Каролина) для производства турбин H-класса. Он известен как «исследовательский треугольник» Siemens & ABB & General Electric. В этом трио берлинцы играют первую скрипку.

Возможно, немцы считают, что российские в конечном счете обязаны будут импортировать турбины Siemens, так как, 1-ое, санкции все-же смягчат и, 2-ое, «Роснано» и ОДК не сумеют решить все технические трудности. В принципе, и Вашингтон, и Берлин не заинтересованы в русском техническом прогрессе — для них лучше продавать, чем ожидать, когда Российская Федерация научится делать что-то сама. Фактически тогда потребность в импорте отпадет. А из-за жестких мер это может стать реальностью.

С другой стороны, тяжело не согласится с представителями «Роснано» и ОДК, когда те призывают не оценивать декабрьские тесты, как фатальные. И в самом деле «трудности… были полностью ожидаемы», так как «это 1-ый опыт сотворения турбин такового класса».

Как пишет германское издание Binoro. de, немцы в течение 4-х лет не могли сделать про-во SGT5−8000H с полной мощностью (скалярная физическая величина, равная в общем случае скорости изменения, преобразования, передачи или потребления энергии системы) 450 МВт, правда, речь идет о самой большой в мире газовой турбине (Турбина (ж) — русская фамилия). Не секрет, что про-во высоконагруженных, сложных в конструктивном и технологическом выполнении ГТД связано с внедрением целого ряда уникальных материалов, включая жаростойкие хромоникелевые и титановые сплавы, а также особенные композиты. Все это утежеляется необходимостью микронной обработки деталей, кои будут работать при критичных частотах вращения и при запредельной температурной нагруженности.

В этом плане увлекателен опыт функционирования газотурбинного завода в Берлин-Моабит, где налажен выпуск тех самых SGT5−8000H. В собственном экспресс-интервью изданию Binoro. de специалисты по строительству газовых турбин Ронни Гросс и Роберт Хармс, кои смогли запустить про-во этих уникальных машин, заявили, что им пришлось отрешиться от традиционной иерархической схемы производства: директор-начальник цеха-мастер-рабочий. «Тут это не работает», — говорят они.

Оказывается, в производстве настолько сложных машин принципиальна персональная мотивация всякого специалиста-рабочего, тогда как надзорные функции бессчетных начальников размывают ответственность. Но для этого надо решить еще одну техно задачку. В общественных материалах Siemens верно сообщается, что выпуск таких сложных машин, как широкие ГТД, неосуществим без неизменного мониторинга и непрерывного анализа работы турбины. В частности, инженер Siemens Ханс-Герд Бруммель, говоря о германском успехе, объясняет, что в компании с нуля делали надлежащие измерительные технологии. Во определенное время опытнейшего запуска новенькой турбины сходу становится ясно, кто бракодел. Ну, а дальше, специалисты разберутся в определенной дилемме.

В РФ имеется уникальный математический аппарат моделирования турбин, компьютеризация которого, наряду с внедрением доступных датчиков, могла бы очень давно решить эту задачку. И у нас конечно есть системы балансировки и контроля работы ГТД, но, видимо, их — применительно к ГТД-110М — так и не довели до ума.

Напомним, А.Б. Чубайс еще в бытность собственного председательства в РАО «ЕЭС РФ» заключил договор с «Зоря — Машпроект» (Украина) и «Сатурном» на разработку и производства газотурбинных движков ГТД-110 мощностью 110 МВт в составе газотурбинной энергетической установки.

За период с 2001 г по сентябрь 2003 года на щите ИвГРЭС (г. Комсомольск, РФ) ГТД-110 отработал более 1400 часов с выполнением более 200 пусков-остановок. Была выявлена «необходимость принятия дополнительных конструктивных решений по увеличению надежности отдельных узлов и деталей, а также необходимость внедрения культмероприятий по обеспечению спец возможности проведения более детализированного осмотра проточной части движка и его частичной драки в критериях эксплуатации».

Вообще всего украинское предприятием «Зоря» — «Машпроект» в кооперации с «Сатурном» произвело 5 турбин ГТД-110, но после аварии на Рязанской ГРЭС в 2012 году кооперативный спецпроект закончил свое существование из-за бессчетных изъянов в разработке. Сейчас доводкой турбины занимаются только лишь русские спецы.

Таким образом, эпопея перевоплощения ГТД-110 в ГТД-110М продолжается уже 14 лет. Но из результатов тесты на ИвГРЭС и аварии на Рязанской ГРЭС, похоже, не были изготовлены выводы. По идее, очень давно уже должна была быть разработана высококачественная система диагностики турбин, которая хотя бы блокировала аварийную ситуацию, не допуская распада турбины.

Судя по всему, мы снова имеем дело с неэффективной армией начальников «Роснано» и ОДК, кои только лишь и делают, что получают большие зар платы за то, что прессуют трудяг и отыскивают виновных. Меж тем, на газотурбинном заводе в Берлин-Моабит трудятся вообще всего только 200 высокооплачиваемых профессионалов входного контроля, сборщиков и испытателей.

Неуж-то правы злопыхатели-западники, кои считают, что «российские не сделают большую турбину из-за нехватки ума»?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Пять бед российской науки

ДАННОЕ Уведомление (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, ...